Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

коммуникативно-речевая активность

Педагогическое речеведение

Коммуникативно-речевая активность (применительно к говорению) - свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком. В К.. а. проявляются волевые усилия человека, и вместе с тем это его внутренняя готовность действовать соответственным образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации, это и динамическое интегральное свойство личности, способное изменить под воздействием обучения свой характер от воспроизводящего до творческого. К.. а. - это и предмет, и основное условие обучения речи.

Выделяются следующие виды К.. а., различающиеся:

1) в зависимости от волевых усилий личности: а) потенциальная, б) реализованная;

2) в зависимости от характера выполняемой деятельности:

а) репродуктивная

б) реконструктивная;

в) творческая;

3) в зависимости от устойчивости проявления:

а) ситуативная

б) интегральная.

Каждый из указанных видов К.. а. ранжируется по степени проявления: высокая, средняя, низкая.

Проявление К.. а. зависит от:

а) особенностей характера человека;

б) наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения преподавателя с учащимися; характера общения товарищей по учебной группе.

Причинами речевой инактивности могут быть: барьеры личного свойства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других и др.); заниженная самооценка или неустойчивость самооценки; страх перед аудиторией; отсутствие интереса к проблеме или неспособность «окунуться» в нее; низкий уровень подготовленности, неумение передать мысль словами и т. д.

Выявлена доминирующая тенденция речевого поведения - сохранение сформированного типа К.. а. при изменениях языкового кода. Это дает возможность говорить об относительной стабильности феномена К.. а., независимости от языковой системы, средствами которой решаются вербальные задачи.

К.. а. личности может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой личность развивается, и под воздействием обучения, в ходе которого личность формируется.

Организация коллективного учебного взаимодействия в различного типа группах, в которых происходит интенсивное общение, способствует повышению К.. а.

Лит.: Крупное А.И., Прядеин А.П. К вопросу о понятии «активность» // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. - М., 1977; Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. дис. - Тбилиси, 1990; Фуль-га Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1982.

З.С. Зюкта

Полезные сервисы